+79215830147 morol-morol@yandex.ru

ТАКОЙ ВАЖНЫЙ СТАФФАЖ (5)

Часть 5.

(продолжение)

Следующий пример работы очень интересен тем, что есть возможность сравнить как выглядит настоящий пленерный этюд и работа сделанная в мастерской на его основе. Этюд, как я уже писала, пишется очень быстро. А картина с него вдумчиво. При необходимости в помощь идут фотоматериалы. Так получилось и в этом случае. Понадобилось фото, но при его рассмотрении была обнаружена интересная полуокружность, образуемая тенью. На природе глаз это не увидел. Было решено реализовать эту находку в картине.

Получался красивый, но немного мертвый пейзаж. Чтобы его оживить добавился стаффаж: люди идущие по аллее (дальний план) и коряга на переднем плане. Появился новый герой картины — чайка. Но самое интересное, что в картине есть небольшая живописная загадка. Увидели? Если нет, то подсказываю. Коряга — она не вся коряга, на ней сидит птица. Птица смотрит на летящую чайку.

Такого рода загадки художники любят делать, чтобы заинтересовать зрителя. Не всегда загадки так просты, как у меня. Это очень интересный процесс: художник загадывает, зритель отгадывает. Специально это сложно сделать. Обычно идеи приходят во время работы. А сколько загадок подкидывает нам природа! Поэтому еще раз подчеркиваю, насколько важны пленеры для художника! (смотри мою статью «О пленере и не только») Перефразирую Александра Сергеевича Пушкина: О, сколько нам загадок чудных готовит нам пленерный дух!:)

Часть 4.

(продолжение)

Эта картина ценна тем, что на ней запечатлен важный момент в истории Петербургского градостроения — возведение последнего пролета ЗСД (Западно-скоростного диаметра).  Опоры ЗСД и их отражения в воде напоминают силуэты парусов серфингистов и белых катеров.  Сейчас  ЗСД введена в эксплуатации полностью и по ней мчатся машины.Чтобы попасть на Васильевский остров не надо ехать по пробкам через центр (запись изменена декабрь 2016). 

«МЕЧТА»

        Изначально на картине не было девочки со змеем.  Пейзаж на картине выглядел очень техногенно и немного грустно. Старый лев отвернулся, чтобы не смотреть. Лев,  повидавший многое в Петербурге, горделиво возвышается на гранитном постаменте. Ему не нравится смотреть на дело рук человека, на мощные бетонные опоры моста, которые врезаются в воду. Раньше с этого берега Елагина острова можно было наблюдать как водяная гладь сливается где-то на горизонте с серо-голубым небом. Ничто не мешало взгляду и медитации. Только чайки и редкие парусники белели на горизонте. Теперь же взору открывался вид на мощное техническое сооружение. Время меняется. На дворе ХХI век. Человек все больше и больше вмешивается в естество природы. Что мы оставим детям?

Маленькая хрупкая девочка со змеем в руках, как будто вышла из мультика. Она смотрит вдаль другими глазами. С интересом наблюдает за стройкой.  О чем она мечтает? Конечно же о чем то хорошем. Об этом говорят и лучи солнца на ее волосах, на чудесном белом платьице, и разноцветный змей на веревочке. Ни что не заставит ее отступить назад, даже холодная Невская волна, накатившая на маленькие босые ножки… Глядя на нее, хочется улыбнуться и тоже помечтать о чем то хорошем. И мост уже видится иначе — в будущее с надеждой…

Вот таким образом новый герой и стаффаж могут в корне поменять концепцию картины.

Технические параметры картины:

масло, холст 40см х 50см

Картина не продается. Возможно изготовление авторской копии.

Часть 3.

(продолжение)

Мне особенно дорога эта картина, так как работа над ней велась очень долго. Много раз переписывались отдельные фрагменты. Но тем не менее она не потеряла своей яркости, солнечности и живости. Чувствуется как от картины веет летом, солнцем и прекрасным настроением.

Прогулка в Таврическом саду

Таврический сад расположился чуть в стороне от центра города. В те года, когда   его основали, это была тихая уютная окраина. Прогулки в этом саду очень положительно сказывались на горожанах. Сейчас этот сад располагается в трех минутах ходьбы от метро, выходя из которого многие горожане, чье место работы или учебы расположено в округе, предпочитают пройти через сад, чем ехать пару остановок на транспорте.

Прекрасное настроение задает  очаровательный пес в правом нижнем углу   картины. Его тело слегка напряжено и морда указывает на объект его   пристального внимания. Мы отслеживаем его взгляд и видим уточек, спокойно   плывущих и ничего не подозревающих. Эх! Если бы не хозяин, он бы их   погонял.  Это же так весело! Но уточкам ничего не грозит и они мирно уплывают   за своим   вожаком. Вожак уплыл значительно вперед. Нам интересно, куда он   торопится.   Может быть к той парочке на мосту в надежде, что те покрошат булочку.  Силуэты парочки очень неясные, это же самый дальний план картины. Мы не можем разобрать во что одеты люди. В старинную одежду? Или нам показалось? На заднем плане еле различимы фасады Таврического дворца — петербургской резиденции князя Потемкина-Таврического. Может это он стоит на мостике с Екатериной II?… Что-то я нафантазировала…

Но на самом деле грамотно расположенные герои и стаффаж на картине преследуют именно эту цель — рассказать историю. Чтобы зрителю было интересно рассматривать картину. Чтобы сначала в глаза бросалась одна деталь, потом другая. Вот какого результата можно добиться при доработке пленерного этюда.

Технические параметры картины:

масло, холст 50см х 40см

Картина продана. Возможно изготовление авторской копии.

Часть 2.

(продолжение)

На следующей картине очень похожая ситуация. Пленер проходил днем в рабочий день. На Кузнечном переулке (это центр Санкт-Петербурга) очень многолюдно и шумно. Трамваи ходят друг за другом, громко стуча колесами. Машины стоят в пробке, сигналят. К тому же в этот день шел ремонт дороги и тротуаров. Но все лишнее с картины убрано. Остался один человек и один трамвай, который к тому же почти уехал из поля зрения. И опять такое решение принято неспроста.

пленер
Пленер на Кузнечном переулке

Дело в том, что главный герой на картине — это двухэтажный дом с довольно низким первым этажом с четырехскатной крышей. Он располагается слева от центра картины. Взгляд к нему притягивает одинокая фигурка пешехода. Чем же заслужил внимание этот дом? Это памятник архитектуры, дом дореволюционной постройки, в нем не было капитального ремонта, внутри сохранились классические Питерские коммуналки. По сравнению с соседними домами, он выглядит очень провинциально и одиноко. Как он уцелел в самом центре города непонятно! Напоминает дома не очень богатых купцов. Но от него веет гостеприимством, в отличии от парадного Петербурга. Стоит он здесь больше сотни лет. Он  свидетель многих событий. Мимо него пробегают люди, сначала проезжали кареты и телеги (рядом Кузнечный рынок), потом появились машины. Вся эта шумная компания рано или поздно уносится вдаль (как этот красный трамвай), растворяется во времени. А он продолжает себе тихо стоять на углу Кузнечного переулка и Коломенской улицы…

Технические параметры картины:

масло, холст 40см х 50см

Картина продана. Возможно изготовление авторской копии.

Часть 1.

В своей более ранней публикации я писала о том, что пленерные работы ценны своей неповторимостью. Но иногда я принимаю решение что-то дописать и доделать в своей работе. Это нисколько не хуже, просто работа становится другой. Бывает что проходит очень продолжительное время с момента написания на пленере до ее доработки в мастерской. А бывает что, во время работы на выезде, обдумываю план доработки. В основном это касается стаффа́жа (термин из пейзажной живописи, который обозначает маленькие фигуры людей и животных. Фигурки обычно изображают для второстепенных целей). Сейчас наглядно покажу на примере своих работ.

Вид на Китайский мостик в Александровском парке в Пушкине

Кто был в Александровском парке в Пушкине, тот обязательно знает это место.     Никто не остается равнодушным. Художники любят приезжать сюда на пленеры,   фотографы делают необыкновенные фото (особенно осенью), туристы приезжают   сюда большими группами полюбоваться красотой, посетители с детьми и без   детей приходят погулять, а есть такие счастливчики, которые живут рядом и   просто   здесь бегают по дорожкам. Это место всегда очень многолюдно. Но на   картине   этого не видно. Почему? Это специальная задумка. Всё лишнее убрано с   картины   специально, чтобы не отвлекать взгляд  от главного. Главное — это   ажурный и   красочный мост. На мосту  остались только мама с ребенком. Они с   стоят к нам   спиной, женщина фотографирует залитый солнцем канал и   архитектурное     сооружение вдали. Это подсказка зрителю, куда направить свой   взгляд. Женщина   с ребенком на данной картине — это стаффаж. Они смещены   слегка влево от   центра, тем самым подчеркивая их второстепенность на картине. На картине очень хорошо передан солнечный свет.

Технические параметры картины: масло, холст 40см х 50см

Картина продана. Возможно изготовление авторской копии.

 

Выставка, вернисаж  — это всегда праздник. А выставка пленерных работ – это праздник вдвойне. Сегодня 1 октября 2016 года в уютном зале Арт-Клуба «Книги и кофе»на Гагаринской улице, дом 20 состоялось открытие выставки «Наш Петербург», которая собрала  художников, работающих в разных жанрах и направлениях. Но их объединила любовь к пленерам.  Ни один Художник (именно так с большой буквы) не представляет себе свое творчество без выездов на пленер. Пленер  для живописца – это глоток свежего воздуха в прямом и переносном смысле.  Рисование природы с натуры полезно и для тренировки навыков академического рисования, и для поиска новых интересных цветовых сочетаний,  и для творческого вдохновения.  Летний период наиболее подходящий для пленеров, но есть такие художники (просто мега-фанаты), которые ходят на пленеры и в холодное время года!  Осенью начинается не только театральный сезон. Художники активно начинают выставлять свои работы, в том числе и пленерные зарисовки и этюды.  Пленерные работы всегда живые и яркие, наполнены особой энергетикой. Они пишутся быстро, так как натура может измениться: солнце спрячется за тучи, или наоборот выйдет из-за туч, начнется ветер или дождь, и  тому подобное. Для неподготовленного зрителя некоторые работы выглядят незаконченными, но на самом деле профессиональный взгляд видит в таких работах совсем иное: неповторимость! Поэтому пленерные работы всегда дорого ценятся, но художники не торопятся их продавать, так как такая работа может явиться хорошей отправной точкой для создания целой серии работ в мастерской.  Атмосфера выставки была незабываемой! Шум, веселье, обсуждение работ. Не обошлось и без споров, но правда дружелюбных. Огромное спасибо организаторам выставки – администрации художественной студии «Арт-Студио8» и администрации арт-клуба «Книги и кофе» за предоставленное помещение.

Участники выставки «Наш Петербург» слева направо: Стелла Гусейнова, Анастасия Красникова, Ольга Морева, Всеволод Гальянов, Алина Долженко, Ольга Гаврило, Мария Богомазова, Екатерина Богомазова

 

Что главное на пленере? Вариантов ответа может быть огромное множество:  хорошая погода, позитивный  настрой, качественное оборудование (этюдник, зонт, стульчик),  удобная одежда и обувь, вкусняшечки и термос, чтобы здоровье в этот день не подкачало… Список может быть очень длинным. Это зависит исключительно от художника и его индивидуальных предпочтений.  А мое главное предпочтение – это хорошая компания. Не скрою, среди моих коллег есть и такие, которые наоборот стремятся к одиночеству. Они выбирают место подальше от всех, от всей суеты и готовы пройти немалый путь пешком (с тяжелой поклажей!),  но только чтобы остаться один на один с природой.  Звучит романтично и заманчиво, но я, вынуждена признаться вам, друзья, просто боюсь. Случаи бывают разные…  Поэтому  для свои пленеров выбираю места цивилизованные, тем более что в Петербурге и его окрестностях наикрасивейшей натуры полным полно! Рисовать —  не перерисовать! К сожалению, наши граждане (прохожие) бывают не совсем воспитаны и дружелюбны.  Поэтому хорошая компания – это еще и моральная поддержка. Этим летом мы собирались очень дружной и веселой компанией не один раз. В результате наработали много хорошего материала. По материалам дописывали картины в мастерских. А некоторые, особо удачно получившиеся этюды, не трогали. Родилась мысль сделать совместную выставку работ. Будем стараться организовать ее к открытию выставочного сезона.  Обязательно напишу об этом, если все получится.

пленер
   Наша дружная и веселая компания приехала на пленер в Павловский парк

Scroll to Top